Дорогие читатели и подписчики моего блога, сегодня Понедельник, а значит пришло время для новой заметки в блоге.
Напомню, что мы продолжаем разговор на тему: "Как оценить эффективность проведённого обучения?" и сегодня рассмотрим первый из "четырёх уровней оценки"
разработанных Д. Кирпатриком (подробнее смотри здесь).
Уровень 1 – "Reaction" (Реакция).
Оценка на данном уровне показывает как участники реагируют на программу обучения.
Сам Киркпатрик называет это "оценкой удовлетворённости потребителей" и подчёркивает, что реакция участников
является очень важным критерием успешности тренинга, как минимум, по двум
причинам.
Во-первых: люди так или иначе делятся своими впечатлениями
от тренинга со своим руководством, и эта информация уходит выше. Следовательно,
она влияет на принятие решений о продолжении тренинга.
Во-вторых: если участники не будут реагировать позитивно, то
у них не будет мотивации к научению.
По мнению Киркпатрика, позитивная реакция
не гарантирует успешного освоения новых знаний, умений и навыков. Отрицательная
же реакция на тренинг почти наверняка означает уменьшение вероятности научения.
Как же оценить уровень удовлетворённости участников?
Можно с помощью вопросов, отвечая на которые участники выразят степень своей удовлетворённости проведённым тренингом:
- Что было легко?
- Что было сложно?
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- И т.д.
А можно использовать более сложный инструмент, а именно методику измерения Net Promoter Score (NPS), которая нацелена на измерение
уровня лояльности покупателей.
Методика Net Promoter Score была разработана Фредом Райхельдом. В 2003 году она была презентована как очень простой и быстрый способ
выявления клиентской лояльности.
Замер уровня NPS основывается на единственном вопросе: "Насколько вероятно, что вы порекомендуете продукт/компанию своим друзьям и знакомым?"
Данный вопрос, в слегка изменённой форме, отлично подойдёт и для оценки уровня удовлетворённости участников программой обучения: "Насколько вероятно, что вы порекомендуете принять участие в тренинге (мастер-классе и т.д.) своим друзьям и знакомым?"
На этот ключевой вопрос участникам предлагается ответить, ориентируясь по шкале от
0 до 10, где безоговорочно положительный ответ соответствует максимальным 10 баллам,
а категоричное «точно не стану рекомендовать» означает 0 баллов.
Далее, основываясь на ответах, всех респондентов делят на три
категории:
- от 1 до 6 баллов – "Критики";
- от 7 до 8 баллов – "Нейтралы";
- от 9 до 10 баллов - "Лояльные"
Дальнейший количественный анализ предполагает простейший расчет
индекса NPS – индекса лояльности. Для этого определяется выраженность группы "Лояльных" и группы "Критиков" в процентах и определяется разница путем вычитания второго показателя
из первого.
Результат ограничен пределами от +100 до -100. Очевидно, что
индекс NPS будет равным + 100 только в том случае, если абсолютно все опрошенные участники окажутся на 100% удовлетворены обучением, а "Нейтралов" и "Критиков" в группе не окажется.
Аналогично индекс NPS
примет максимальное отрицательное значение -100, если никто из участников тренинга не готов
рекомендовать его другим, и в ответах на главный вопрос методики (есть ещё и дополнительные) не окажется оценок выше 6 баллов.
Как любой инструмент, методика NPS имеет свои сильные и слабые стороны, но это уже совсем другая история.
На сегодня всё. В следующий раз поговорим об остальных уровнях "оценки эффективности обучения" по Киркпатрику. Не пропустите. Продолжение следует...
P.S. Хотите задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, обсудить заметку с автором, пишите мне лично по адресу: pokrovskiy@exct.ru или воспользуйтесь сервисом "Напишите мне" (справа от текста).Возникло желание оставить комментарий? Сервис "Отправить комментарий" к вашим услугам.
P.S.S. Считаете, что заметка будет интересна кому-то из Ваших коллег, партнёров, друзей или клиентов, может помочь ему в бизнесе или в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку или порекомендуйте заметку в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий