понедельник, 22 июня 2015 г.

67 параллель или я был там, где даже мамонты замёрзли

Несмотря на то, что я проживаю в Республике Коми с 1978 года, мне ни разу не довелось посетить "столицу мира" - город Воркуту, расположенную на 67 параллели. 

И вот наконец на прошлой неделе мне выпал уникальный шанс совместить приятное с полезным.

17-18 июня 2015 года экспертно-консультационная и тренинговая компания "Эксити группа", в рамках реализации программы по поддержке малого и среднего бизнеса в Республике Коми, провела 2-дневный мастер-класс: "Возможности для роста бизнеса в ситуации постоянных изменений".

Организаторами данного образовательного проекта выступили: отдел экономики и предпринимательства МО ГО Воркута и ГУП "Республиканское предприятие "бизнес-инкубатор". 

Площадку для проведения мастер-класса любезно предоставил Информационно-маркетинговый центр предпринимательства Центральной городской библиотеки имени А.С. Пушкина.

Желающих освоить самые современные и эффективные инструменты развития бизнеса набралось порядка 30 человек, большинство из которых были женщины. 

Группа подобралась очень "разношёрстная": руководители предприятий и  главные бухгалтера, опытные "зубры" и начинающие "start-upщики", те кто регулярно посещает подобные мероприятия и те кто  пришёл первый раз в жизни. 

Мне, как ведущему, выпала весьма нелёгкая задача, провести этот мастер-класс так, чтобы каждый смог получить то, что нужно именно ему. 

Начинающие предприниматели хотели понять с чего в принципе нужно начинать, опытным - были интересны инструменты для решения проблем, резко обострившихся с приходом кризиса. 

После знакомства, постановки задач и заключения контракта с группой начался "разговор по понятиям":

- Рост или развитие? Есть ли разница?

- Почему рост без развития - это патология в целеобразовании?

- Почему неопределённость - это объективное условие существования            любого бизнеса?

- Что же такое неопределённость: кризис или возможности?

- Почему классические инструменты бизнес-планирования и прогнозирования мало эффективны в условиях неопределённости?

Модуль завершился постановкой двух важных вопросов на которые участникам предстояло найти собственные ответы:

- Вы какое положение на рынке хотите занять?

- Как для этого должен измениться ваш бизнес?

Второй модуль был посвящён постановке верного предпринимательского мышления.

Принято считать, что успешной может быть та компания, которая предлагает своим клиентам качественную продукцию или услуги, имеет хорошо отлаженную систему управления, грамотный и мотивированный персонал, клиентоориентированную корпоративную культуру, современные производственные, коммерческие и IT-технологии и т.п.

Откуда же тогда берутся коммерчески успешные компании, у которых и товар как у всех, и директор без высшего образования, и с клиентами особо не церемонятся,  и о современных технологиях управления ничего не слышали, а из учетных систем только старые бухгалтерские счеты? 

Картина, конечно, несколько утрированная, но вспомните, как вы иногда смотрели на своих знакомых бизнесменов или конкурентов и недоумевали: «Как они умудряются зарабатывать больше нас, проигрывая нам и по опыту, и по компетенциям, и по ресурсам и иногда даже возможностями. Наверное, им просто везет, как тому известному персонажу русской сказки».

Как оказалось, везение для бизнеса вещь важная, но многое объясняется еще и тем, какая бизнес-модель реализуется в компании.

Бизнес-модель всегда была, есть и будет лежать в основе деятельности любой коммерческой организации и не так важно, осознаётся ли она бизнесменом или просто ведёт их безымянной путеводной звездой к коммерческой удаче… или в другую сторону.

Сегодня бизнес-модели становятся объектами управления. Оригинальная бизнес-модель – главный фактор успеха современного бизнеса.

Чтобы выйти в лидеры, недостаточно конкурировать по цене и качеству. Конкуренция уже вышла на уровень бизнес-моделей. Выиграет тот, чья модель ведения бизнеса окажется совершеннее. Но сначала надо научиться строить эти самые бизнес-модели.

Тому, как перевести свои глубоко личные бизнес-мысли и ожидания в плоскость рациональных представлений, расчетов и действий и был посвящен данный модуль.

Участники мастер-класса познакомились с циклом развития бизнеса: "Создать - Оценить - Научиться", а так же с оригинальным подходом к повышению эффективности и продуктивности компании через разработку и совершенствование её бизнес-модели. 

При подготовке этого модуля была использована методика построения бизнес-моделей Александра Остервальдера, которая раскрывает логику выбранного компанией способа извлечения прибыли. 

А. Остервальдер считает, что большой лист бумаги и блок стикеров – это всё, что понадобится для освоения авторского метода создания бизнес-моделей. 

Участники мастер-класса смогли не только познакомиться с теоретическими основами бизнес-моделирования по А. Остервальдеру, но и понять насколько хорошо они осознают содержание каждого блока бизнес-модели своей компании. 

"Вооружившись" листами ватмана, стикерами и фломастерами, слушатели приступили к построению бизнес-модели: "Как есть". 

Для многих это оказалось серьёзным испытанием, так как ведущий не только не давал готовых ответов на вопросы, сыпавшихся как из "рога изобилия", но и задавал массу дополнительных, побуждая к самостоятельному поиску ответов.

"Раздачи "рыбки" не будет, учитесь "делать удочки" и осваивайте "приёмы ловли", именно такой формат работы был предложен ведущим и поначалу вызвал массу жалоб, упрёков и обвинений "в издевательстве", но постепенно всё "устаканилось" и группа втянулась в работу над бизнес-моделью.

Второй день мастер-класса был посвящён созданию сильного видения своего бизнеса. Для этого классический "шаблон бизнес-модели" А. Остервальдера, ведущий соединил с методом: "Lean Start-up" (экономичный старт-ап). В результате бизнес-модели дополнились рядом "дополнительных опций".

Участники мастер-класса структурировали свою клиентскую базу, с помощью "карты эмпатии" влезали в "башмаки своих клиентов", систематизировали "конкурентные преимущества" и сравнивали себя с конкурентами, учились управлять "фокусом конкуренции", выдвигали гипотезы и разрабатывали методы их проверки, а также прописывали конкретные шаги, которые приведут их к созданию бизнеса своей мечты.

И вот тут во всей красе проявились результаты "издевательства" ведущего. Оказалось, что то решение которое нашёл ты сам, гораздо эффективнее чем навязанное кем-то из вне.

У многих слушателей настолько выросла осознанность, что заготовленных "стикеров" не хватило, чтобы зафиксировать все мысли и идеи.  
Завершился мастер-класс на "мажорной ноте",  вручением сертификатов об участии.
Ну, а теперь предоставим слово самим участникам:













И традиционный фото-отчёт:




















Выражаю глубокую признательность участникам за терпение и работоспособность, "острые" вопросы ведущему, а также  за добрые слова, тёплые отзывы о мастер-классе и предоставленные фото-материалы.

Огромная благодарность сотрудникам отдела экономики и предпринимательства МО ГО Воркута и лично Надежде Николаевне за практически материнскую заботу обо мне и чудесную автомобильную экскурсию по городу Воркуте.

Отдельное спасибо сотрудникам ИМЦП Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина за отличную организацию рабочего места ведущего и исправно работающую оргтехнику.

  P.S. Хотите задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, обсудить заметку с автором, пишите мне лично по адресу: pokrovskiy@exct.ru  Вы также можете оставить комментарии (воспользуйтесь сервисом отправить комментарий внизу страницы). Они всегда приветствуются и не редактируются. 

   P.S.S. Если Вы считаете, что эта заметка будет интересна кому-то из Ваших коллег, партнёров, друзей или клиентов, может помочь ему в бизнесе или в жизни - пожалуйста,перешлите ему ссылку на данную заметку. Вы также можете рекомендовать заметку в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку.   








Комментариев нет: