пятница, 12 сентября 2014 г.

Как выбрать консультанта?!

  Уважаемые читатели блога, после опубликования заметки "Осторожно: Бизнес-консультанты", мне на электронную почту буквально посыпались вопросы суть которых можно свести к следующему: "Как же выбрать консультанта и не стать жертвой шарлатанов от консалтинга". 

  Огромное спасибо всем читателям которые прислали свои вопросы. Отвечать на них буду всем и сразу публикацией данной заметки. В ней я дам конкретные рекомендации о том как же выбрать для своей компании такого специалиста, после обращения к которому не будет мучительно больно за бесцельно потраченное время и деньги (перефразируя классика).

  Большинство современных руководителей уже оценили возможности которые открывает совместная работа с консультантом. Спрос на данный вид услуг постепенно становиться всё более квалифицированным. 

  Чем может быть полезен консультант по управлению современному, хорошо образованному и успешному руководителю, я уже писал в заметке под названием: "Консультанта вызывали?" Кто её не читал самое время это сделать. Однако, то и дело у руководителей и собственников возникает разочарование: "Да, было креативно, позитивно, зажигательно, а что в сухом остатке? Какие изменения реально произошли в компании?"

   На мой взгляд подобное разочарование - следствие неопытности наших бизнесменов в выборе и оценке работы консультанта. Да и что греха таить, приложили к этому руку и сами консультанты. Порой желание получить заказ приводит к тому, что консультант буквально хватается за любую жалобу которую ему озвучивает клиент: "Научите моих SALEов продавать. Проведите в нашей компании тренинг по продажам." Чем не готовый заказ? Да и деньги клиент готов платить. Однако, лично меня, жизнь научила с большой осторожность подходить к подобным рода запросам. 

    Организационная диагностика неоднократно показывала, что причины того, что происходит в компании лежат значительно глубже, чем видится заказчику, так как в его картине мира причины и следствия поменялись местами. И прежде чем ставить "диагноз" и назначать "лечение", консультанту приходится потратить много времени и сил, чтобы сформировать у клиента адекватную картину мира. Не всегда это получается. Приходится расставаться и терять, казалось бы, такой "выгодный заказ".

    Вот и получилось первое правило: Если консультант стремиться вам понравиться. Если безоговорочно соглашается со всем, что вы ему говорите. Если после вашего запроса, он сразу же предлагает вам готовое решение и т.д. Гоните его прочь. Это шарлатан. И работа с ним ничего не принесёт вам кроме разочарования, потерянного времени и денег. Уважайте тех, кто способен Вам оппонировать, приводить значимые доводы, быть вашим "спарринг-партнёром", а не "мальчиком для битья".

  Правило второе: Определите задачу, которую вы хотите решить с помощью привлечённого специалиста: 
  • Консультант будем вам полезен, если необходимо провести изменения в компании;
  • Бизнес-тренер - если нужно сформировать у ваших сотрудников конкретные навыки, например вести переговоры или управлять проектами;
  • К коучу имеет смысл обращаться если необходимо развить внутренний потенциал у руководителей и сотрудников, активизировать применение навыков в повседневной работе.
 Правило третье: Сформировав задачу, определитесь какой тип консультанта вы предпочитаете? Консультанты тоже бывают разные. Кто-то продаёт конкретный продукт, например, внедрение KPI (ключевых показателей эффективности) или оценку персонала (ассесмент) и т.п. Это ценные и толковые специалисты, но будьте готовы к тому, что они занимаются только локальными задачами. Решение их, в отрыве от других, приводят к изменениям в одной точке или в одном организационном процессе. Однако эффектно "развернуть" предприятие в сторону клиента, в сторону рынка можно только целиком, включая все его "этажи" и "отсеки".
          
  На рынке есть и другой тип консультантов, которые предпочитают работать с фирмой по широкому кругу взаимосвязанных задач, решая их одну за другой. Работая по принципу "организацию можно развивать только как целое", ваш локальный заказ они смогут развить в комплексный консультационный продукт, поэтапная реализация которого даст Вам максимальные результаты.

   И последнее правило: При выборе консультанта не пренебрегайте общедоступными источниками информации. Пообщайтесь со своими знакомыми бизнесменами. Возможно кто-то из них уже имел опыт работы с консультантом и может порекомендовать вам отличного специалиста. Используйте интернет и СМИ. Если человек действительно разбирается в том, что он делает, то у него как правило есть публикации, книги, статьи, видео, отзывы клиентов и т.д. Если есть возможность, посетите открытые мероприятия которые проводит заинтересовавший вас специалист. Ну и конечно ничто не заменит вам разговор "лицом к лицу". Это поможет прочувствовать консультанта как личность - вам же потом с ним вместе работать.
 
    В разговоре опишите свои проблемы, задачи, тревоги. Попросите вашего избранника рассказать как он собирается их решать. Профессионал будет вас долго и внимательно слушать, задаст вам множество вопросов на понимание истиной ситуации в бизнесе. Шарлатан, попытается сразу продать вам типовое решение "под ключ". 
   
   Истинный профессионал щедро поделиться с вами информацией (и возможно даже бесплатно), простыми и понятным для вас языком, подробно расскажет, что и как он собирается делать в вашей компании.  Шарлатан, будет многозначительно надувать щёки, использовать много непонятных и умных слов, говорить о неких секретных технологиях и методах.
   
   Конечно, приведённые рекомендации не панацея от всех бед и реально оценить уровень специалиста можно будет только в ходе совместной работы,  но воспользовавшись ими, вы значительно повысите свои шансы на встречу с истинным профессионалом.

  Ну, а познакомиться со мной поближе и оценить уровень моего профессионализма Вы сможете уже 25 сентября 2014 года в 14 часов на открытом мероприятии "Бизнес-ланч с консультантом", который состоится в городе Усинске уже в шестой раз. 
   Его темой будет "Бизнес-модель" компании. Буду рад видеть всех читателей блога в числе участников.


Нет времени отслеживать обновления, однако вы не хотите пропустить важную и полезную информацию? Не отчаивайтесь. Выход есть! Подпишитесь на обновления и вы точно не упустите ничего важного, интересного и полезного. Как это сделать? Просто введите ваш адрес электронной почты в раздел: "Подпишитесь на обновления блога" и нажмите на кнопку "Submit" (находится справа от текста).

Вы также можете стать постоянным читателем блога. Для этого воспользуйтесь сервисом: "Стань постоянным читателем" (находится справа от текста). 

P.S. Затрудняетесь в выборе консультанта? Стали жертвой шарлатанов от консалтинга? Хотите задать вопрос, высказать восхищение, одобрение, критику, поделиться результатами выполнения заданий, обсудить заметку с автором, пишите мне лично по адресу: alexpokrov72@mail.ru (письмо можно отправить прямо внизу этой страницы или воспользоваться формой обратной связи, которая находится справа от текста). Вы также можете оставить комментарии. Они всегда приветствуются и не редактируются.

      P.S.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег, друзей или клиентов, может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему ссылку на данную заметку. Вы также можете рекомендовать эту заметку в социальных сетях, нажав на соответствующую кнопку.   

Комментариев нет: